"Школьные службы примирения"

Медиация: разрешение конфликта без поиска виноватых

«Воюющим» сторонам бывает сложно услышать друг друга в силу самой природы конфликта. В таких случаях на помощь приходит медиация — особый способ разрешения конфликта.

Когда мы находимся с кем-то в конфликте, мы часто концентрируемся на доказательстве своей правоты и неправоты другого. В крайнем случае мы готовы согласиться, что сами неправы. Гораздо сложнее признать, что категории «прав — виноват» чаще всего абсолютно не конструктивны для разрешения споров. Что все стороны конфликта имеют равно обоснованные интересы, и целью спорящих может быть не «победа» над оппонентом, а поиск такого решения, которое будет удовлетворять интересы всех сторон.  

image_image
Нежелание признавать интересы другого превращает в хаос жизнь самых приличных людей. (Кадры из фильма «Соседи», реж. Норман МакЛарен, 1952) 

Так как «воюющим» сторонам бывает сложно услышать друг друга в силу самой природы конфликта, на помощь им приходит третье лицо — медиатор.  

Медиация — это технология разрешения конфликтов, которая заключается в проведении переговоров с участием нейтрального посредника.   

При процедуре медиации соблюдаются четыре обязательных принципа: добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости модератора.   

Посредник-медиатор не может принимать чью-либо сторону, у него нет задачи выяснить, кто прав и виноват. Он работает, чтобы стороны конфликта пришли к взаимовыгодной договорённости. 

Медиатор исходит из того, что только стороны спора знают, как разрешить свой конфликт. Нужно создать такие условия, чтобы они сами нашли решение и сами же взяли ответственность за него. 

Это принципиальный момент: решение, в выработке которого ты принимал личное участие и с которым согласился, будет реализовано с гораздо большим энтузиазмом, чем если бы оно было навязано кем-то извне. Поэтому медиативные соглашения в тех сферах, где важны неформальные личностные отношения, выполняются чаще, чем решения суда.  

image_image
У спорящих велик соблазн переложить ответственность за решение конфликта на слепую Фемиду или чей-нибудь авторитет. Но зачастую это не приводит к выходу из конфликтной ситуации.
 
Современная процедура медиации начала складываться в середине XX века в США. Участившиеся конфликты между работодателями и профсоюзами, многочисленные экономические споры в бизнес-среде, и при этом растянутое судопроизводство c астрономическими затратами на адвокатов приводили к тому, что судебному решению споров нужно было искать альтернативу. Одной из альтернатив и стала медиация. 
 
 

В России Закон о медиации (№193-ФЗ) вступил в силу с 2011 года. Несмотря на то, что судейское сообщество эту процедуру приветствует, среди населения она пока не пользуется большой популярностью. Среди причин, по которым это происходит — отсутствие информации о процедуре в широком доступе, неготовность людей платить медиаторам за услуги и отсутствие в нашей культуре традиций по ведению переговоров.

Тем временем профессиональные медиаторы (большинство которых — специалисты с юридическим и психологическим образованием, прошедшие дополнительную подготовку) отмечают, что медиация — это не просто вариант решения споров, альтернативный суду. Это способ поведения в конфликте, популяризация которого повышает общий уровень культуры коммуникации в обществе.   

 

Служба школьной медиации (примирения)

Служба примирения является социальной службой, действующей в школе на основе добровольческих усилий обучающихся.

Служба примирения действует на основании действующего законодательства, устава школы и Положения о школьной службе примирения.

Школьная служба примирения - служба,  осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы.

Школьная служба примирения как форма организации самостоятельной деятельности обучающихся по освоению навыков само- и взаимопомощи в процессе разрешения конфликтных ситуаций призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса.

Глобальная задача службы - сделать так, чтобы максимальное число конфликтов разрешалось восстановительным путем.

Восстановительный подход  к разрешению конфликтов позволяет избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (возместить ущерб, договориться, извиниться, простить), избежать повторения подобного в будущем.

Руководителем школьной службы примирения (куратор) назначается социальный педагог, педагог-психолог или другие педагогические работники школы.

Основными действующими лицами в службе являются обучающиеся 7-9 классов - медиаторы, прошедшие специальное обучение по конфликтологии и  восстановительной медиации.

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

Полезные ссылки

Министерства науки и высшего образования
Российской Федерации (Минобрнауки России)
Министерство просвещения
Российской Федерации
Министерство общего и
профессионального образования
Свердловской области
Управление по надзору и
контролю
в сфере образования
Федеральная служба по надзору
в сфере образования и науки
ГАОУ ДПО Свердловской области
«институт развития образования»
Управление образованием 
Городской округ город "Лесной"
Официальный информационный
портал Единого
государственного экзамена
Федеральный институт
педагогических измерений
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Федеральный центр
тестирования
федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов
Российское образование.
Федеральный портал
Единая коллекция
цифровых образовательных ресурсов
Единое окно доступа
к информационным ресурсам
Федеральный интернет-сервис
«Электронный инспектор»
Портал по защите
персональных данных детей
Общероссийская база вакансий
«Работа в России»